Хромоматематический подход к решению
ЗАДАЧи ХОНСБЕРГЕРА
Цвырко Снежана Олеговна
Россия, Тюменская область, г.Ишим, МОУ СОШ №1, 8 класс
Научные руководители:
Цвырко Олег Леонидович,
кан.физ. – мат.наук, доцент ИГПИ
Цвырко Надежда Ивановна, учитель математики высшей категории, средняя школа №1, г.Ишим
Оглавление
Теорема о диагонали четных чисел
Пример использования теоремы о поиске
Обобщенная проблема Хонсбергера
Теорема об n одинаковых числах
Пример использования теоремы об n одинаковых числах
Литература и программные средства
Исследовать 16 проблему (задачу) Хонсбергера.
· Сбор и изучение материала по выбранной теме.
· Создать хромоматематическую модель заполнения плоскости числами, подходящими под решение проблемы (задачи).
· Поиск, на основе хромоматематического подхода, и доказательство теорем.
Теоретический
· Изучение материала.
Практический
· Создание компьютерной программы для моделирования.
· Построение хромоматематических моделей.
· Поиск решений, формулировок теорем.
· Изучение нового материала.
· Консультации по теме.
· Создание компьютерной программы для моделирования.
· Работа с моделями.
· Поиск решений, формулировок и доказательств теорем.
· Показан хромоматематический подход к решению задачи Хонсбергера.
· Доказана теорема о диагонали четных чисел.
· Доказана теорема о нечетности.
· Доказана теорема о множителе.
· Доказана теорема о цепочке.
· Доказана теорема о поиске.
· Предложено обобщение проблемы Хонсбергера.
· Доказана теорема об n одинаковых числах.
· Доказана теорема о диагонали.
Работа осуществляется более 5-и лет и основные промежуточные результаты докладывались:
1. На всероссийской конференции «Шаг в будущее» (2007, 2008, 2009, 2010гг)
2. На конференции «Я - Исследователь» в городе Москве (2006г)
3. На федеральной конференции «Шаг в будущее» (2006-2010гг)
4. На областной конференции «Шаг в будущее» (2006-2010гг)
5. На городской конференции «Шаг в будущее» (2006-2010гг)
6. Результаты опубликованы в сборниках работ областных, городских и иных конференций
7. На городском конкурсе «Интерфейс» (2004-2010гг)
8. На семинаре в городской школе программирования (2005-2010гг)
9. Результаты работы опубликованы в Интернете на сайте: www.amcff.ishim.info в разделе «Хромоматематика»
Хромоматематика – раздел математики, изучающий изображение математических закономерностей с помощью цвета.
Хромо – в переводе с греческого означает цвет. Методами хромоматематики можно изобразить некоторые математические закономерности в наглядном виде.
Основные понятия и некоторые теоремы изложены в работах предыдущих лет, например [3].
В предисловии книги «Математические изюминки» [1] написано:
«Математика изобилует яркими идеями. Независимо оттого, как долго и сколь упорно занимаешься математикой, кажется, что никогда не иссякнут в ней удивительные сюрпризы. И никоим образом нельзя считать, что эти сюрпризы можно встретить лишь в трудных задачах, рассчитанных на подготовленных учащихся. Использование всех видов простых понятий требует выдумки и изобретательности. В этой книге обсуждаются десятки элементарных задач, которые были выбраны из публикаций журнала "American Mathematical Monthly" за период 1894-1975 гг. В них содержится множество изумительных идей, а двадцать из них просто прекрасны.
|
Это не сборник задач, предлагаемых для решения (хотя вы, несомненно, получите больше удовольствия, если прежде, чем прочесть решение, сами подумаете над задачей), а витрина маленьких математических чудес. Около 100 новелл, в каждой из которых излагается красивая математическая задача. Серьезные математические методы даны в легкой, запоминающейся форме, что способствует воспитанию интереса к математике.» |
Материал книги предназначен для школьников старших классов, преподавателей, студентов и всех, кто интересуется математическими задачами.
В конце книги приведены проблемы для самостоятельного изучения.
Нас заинтересовала проблема (задача) №16:
Найдите два натуральных числа таких, что их сумма будет делителем их произведения.
К решению проблемы мы подступили с помощью хромоматематических методов.
Была создана программа на языке Delphi. В которой с помощью хромоматематических методов моделировалось решение проблемы Хонсбергера. Моделирование использовалось для визуального обнаружения «скрытых» закономерностей в решениях.
Пример работы программы:
Видны характерные линейные структуры в решениях задачи. Это позволяет высказать предположения о «характере» решений.
В программе мы использовали различные хромоматематические модели.
Пример одной из моделей:
Для пар чисел а и b найдем k – результат целочисленного деления а на b. Для одинаковых k будем использовать одинаковый цвет.
Например:
k=1 цвет = Fuchsia; k=2 цвет = Red; k=3 цвет = Yellow; k=4 цвет = Olive; k=5 цвет = Aqua; |
k=6 цвет = Cream; k=7 цвет = Blue; k=8 цвет = Silver; k=9 цвет = Navy; k=10 цвет = Green; |
В результате получим:
Полученное изображение подсказало нам следующие теоремы:
Теорема. Если (a; b) – решение, то числа a и b не могут одновременно быть нечетными.
Доказательство.
Поскольку (a; b) – решение, то выполняется равенство:
.
Допустим, что a и b – нечетные, т.е. a=(2k+1) и b=(2m+1), .
Тогда имеем
(2k+1)(2m+1) = n((2k+1)+(2m+1)) = 2n(k+m+1).
Число (2k+1)(2m+1) – нечетное, а число 2n(k+m+1) – четное. Получили противоречие.
Теорема доказана.
Теорема. Если число a – четное, то (a; a) – решение.
Доказательство.
Если (a; a) – решение, то выполняется равенство:
Пусть а = 2k. Имеем:
.
.
Теорема доказана.
Теорема. Если (a; b) – решение, то и (аk; bk) тоже решение, при .
Доказательство.
Поскольку (a; b) – решение, то выполняется равенство:
.
Рассмотрим пару (аk; bk)
.
.
Положив , получим верное равенство.
Теорема доказана.
Теорема. Для , пара (a; ka) – решение, если а - четное и делится на (k+1).
Доказательство.
При к=1, по теореме о четности (a; а) – решение. Т.е. выполняется равенство:
, т.е.
Рассмотрим пару (a; ka).
.
По условию а делится на (k+1), а значит, и делится на (k+1), т.е. .
Теорема доказана.
Замечание. Совершенно аналогично рассматривается случай для пары(ka; a).
Заметим, что если мы использовать покрытие «Методом линий», то увидим:
Т.е. покрыты все решения.
Полученные теоремы позволяют сформулировать основную теорему:
1. Для любого натурального a рассмотрим все его делители {n}
2. Для любого делителя n рассматриваем все m, что (n, m) = 1
3. Если (n + m) – делитель a, то b = m/n·a
4. Пара (a, b) – решение проблемы Хонсбергера
Доказательство.
Теорема доказана.
Рассмотрим пример работы теоремы для a = 28.
Найдем все D(a) = {1, 2, 4, 7, 14, 28}.
n=28 нас не устраивает, т.к. мы не сможем найти такое m, которое в сумме с n являлось бы делителем a, т.е. 28. Значит, n ≠ 28.
Аналогично получаем, что , n ≠ 14 и n ≠ 7.
n = 4. Найдем все m, чтобы (n,m) = 1. Получим m = 3. Тогда b = ¾·28 = 21.
n = 2. Аналогично получаем m = 5, т.е. b = 70.
n = 1. Получаем m = 1, 3, 6, 13, 27 и соответственно b = 28, 84, 168, 364, 756.
Пары (28, 21), (28, 70),
(28, 28), (28, 84), (28, 168), (28, 364), (28, 756) – решения проблемы
Хонсбергера.
Сформулируем обобщение проблемы Хонсбергера.
А именно:
Найти такие n чисел (a1,a2,a3,…,an), произведение которых делится на их сумму.
Рассмотренные ранее теоремы позволяют высказать ряд утверждений для решения обобщенной проблемы Хонсбергера.
Теорема. Если число a кратно n, то n чисел (a,a,…,a) являются решением обобщенной проблемы Хонсбергера.
Доказательство.
Имеем:
Теорема доказана.
Пусть:
n = 3, a = 3·m
В частности:
Теорема. Для любого с, тройка целых чисел (c + d, d, c) и ей «симметричные» - решения проблемы Хонсбергера. Где для четного с, d любое, для нечетного с, d - четное.
Доказательство. (c + d)dc = k(c + d + d + c)
(c + d)dc = 2k(c + d)
dc = 2k
Теорема доказана.
· Создана программа на языке Delphi для наглядности заполнения плоскости числами, подходящими для решения.
· Показан хромоматематический подход к решению задачи Хонсбергера.
· Доказана теорема о диагонали четных чисел.
· Доказана теорема о нечетности.
· Доказана теорема о множителе.
· Доказана теорема о цепочке.
· Доказана теорема о поиске.
· Предложено обобщение проблемы Хонсбергера.
· Доказана теорема об n одинаковых числах.
· Доказана теорема о диагонали.
1. Хонсбергер, Росс. Математические изюминки / Росс Хонсбергер ; Пер. с англ.: А.Савин и Л. Савина . - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - 253 с. : ил. - (Мир вокруг нас). - Пер. изд.: Mathematical morsels/ Ross Honsberger.- ISBN 978-5-275-01736-6
2. Грэхем Р., Кнут Д., Паташник О. Конкретная математика, Мир: М.- 1998
3. Цвырко С. Хромоматематика. Теоремы для суммы, произведения и суммы квадратов. /сб. работ IX городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», 2007
4. Система программирования (с) Embarcadero RAD Studio Delphi 2010
5. (с) Microsoft Excel 2007
6. (с) Microsoft Word 2007
7. (с) Microsoft Power Point 2007
8. (с) CorelDRAW X4
Поскольку листинг программы очень большой, то приведен фрагмент одного из модулей:
procedure TFormHonsberger_Ex16.Draw;
begin
Image1.Canvas.Brush.Color := clBlack;
Image1.Canvas.Rectangle(0, 0, Image1.Picture.Width, Image1.Picture.Height);
SizePoint := StrToInt(LabeledEdit1.text);
MaxA := StrToInt(LabeledEdit2.text);
ProgressBar1.Max := MaxA;
MaxB := MaxA;
b:=1;
y:=0;
repeat
x :=(b-1)*SizePoint;
a:=b;
repeat
if (a * b) mod (a + b) = 0 then begin
Image1.Canvas.Brush.Color := clWhite;
Image1.Canvas.Pen.Color := clWhite;
end
else begin
Image1.Canvas.Brush.Color := clBlack;
Image1.Canvas.Pen.Color := clBlack;
end;
Image1.Canvas.Rectangle(X, Y, X + SizePoint, Y + SizePoint);
Image1.Canvas.Rectangle(y, x, y + SizePoint, x + SizePoint);
x := x + SizePoint;
a := a + 1;
until a > MaxA;
y := y + SizePoint;
b := b + 1;
ProgressBar1.Position := b;
until b > MaxB;
ProgressBar1.Position := 0;
end;